​Друзья! Мы продолжаем знакомить вас с историей нашего города. Предлагаем вашему вниманию статью из полнотекстовой справочной базы «Казань и казанцы» о театре Панаева,​ на сцене которого​ когда-то​ состоялся дебют Федора Шаляпина. Приятного чтения!

*ЗДЕСЬ БИЛОСЬ ТЕАТРАЛЬНОЕ СЕРДЦЕ КАЗАНИ*

Если войти на территорию казанского стадиона «Динамо» и встать в центре его поля лицом к улице Горького, то поодаль от крытой зрительской трибуны можно разглядеть заднюю часть старого двухэтажного дома. Здесь, на улице Лядской, 15 (ныне Горького, 12), проживало знаменитое до революции купеческое семейство Панаевых – владельцев популярного театра, располагавшегося на месте этого стадиона.
Летний театр Панаева окружал живописный сад, который его хозяева превратили в парк увеселений и одно из излюбленных мест гулянья горожан.
Театр возник в конце 1870-х годов, когда арендатор Панаевского сада, предприниматель Карл Гессе, добился от городской управы разрешения на временную постройку павильона и музыкальной сцены. Первыми артистами театра стали участники полупрофессиональной драматической труппы нижегородского антрепренера Вельского. По утверждению дореволюционных источников, здесь выступали также французский передвижной​ цирк,​ японские жонглеры, малороссийская комическая труппа Г.Дергача, труппа артистов московского театра Корша под управлением П.Солонина, в которой больше месяца выступал тогдашний любимец публики – артист Петербургских императорских театров Федор Горев. Здесь же накануне Первой мировой войны впервые в Казани был продемонстрирован синематограф – показ небольших кинолент. Новый вид искусства пользовался бешеной популярностью – отбоя от зрителей не было.
После смерти первого владельца собственником имущества на улице Лядской становится Ахиллес Панаев (1863-1919). Получив хорошее образование, он целиком посвятил себя музыке, театру​ –​ настолько, что был даже суфлером во время гастролей артистов московских театров. Ахиллес Леодорович был скрипачом-виртуозом, композитором, дирижером, педагогом, организатором казанского кружка любителей музыки. Познакомившись с Шаляпиным, когда тот был уже известным артистом, посвятил ему несколько своих музыкальных произведений, написав музыку на стихотворение Н.Некрасова «Внимая ужасам войны» и балладу «Ганна».
Судьбе Федора Шаляпина было угодно, чтобы сценическую деятельность он начал в городе, где родился – в Казани, а еще точнее – на сцене театра в саду Панаева. Здесь в июле 1887 года состоялся первый, пусть и неудачный, дебют Шаляпина на театральной сцене, когда он играл​ роль​ жандарма Роже в мелодраме «Бродяги». Но это не отбило увлечения театром у будущего великого баса. Через некоторое время, в апреле 1889 года, он вернулся на сцену Панаевского​ театра​ в опереточной антрепризе​ В.Серебрякова и проработал​ здесь​ до июля 1890 года в должности статиста с окладом 15 рублей в месяц.
Воспоминания о Панаевском саде этого периода есть и у Максима Горького. Будучи тогда подручным пекаря и проживая по соседству с домом Панаева, Алексей Пешков 31 июля 1887 года был на литературно-драматическом вечере известного артиста Василия Андреева-Бурлака, который читал «Записки сумасшедшего» Гоголя и рассказ Мармеладова из романа Достоевского «Преступление и наказание». А 2 и 4 августа по просьбе гастролировавшей в городе драматической труппы играл Счастливцева в комедии «Лес» и Расплюева в «Свадьбе Кречинского».
Самым выдающимся периодом Панаевского театра были годы, когда арендатором его стал человек, душой болеющий за искусство, – Василий Серебряков.
Исследователь жизни и творчества Шаляпина С.Гольцман писал: «К лету 1888 года Панаевский сад неузнаваемо преобразился. Он был снят в аренду известным меценатом Василием Богдановичем Серебряковым, который подверг сад такому переустройству, какому не подвергался ни один сад Казани. Он значительно расширился. На заброшенном пустыре были построены обширный двухъярусный театр, одноэтажное здание шахматного клуба, помещение для публики, беседки, кегельбан, эстрада, службы. Панаевский сад теперь мог поспорить с лучшими столичными садами». В течение трех сезонов содержалась в Панаевском саду превосходная труппа комической оперы – Ратмирова, Синельников, Семенов-Самарский, Муратова, Давыдов, здесь же, как было уже отмечено, выступал и Федор Шаляпин.
В своем «Спутнике по Казани» (1895) Николай Загоскин свидетельствует: «В саду –​ большой ресторан, здание летнего​ помещения общества​ любителей шахматной игры. Вход​ до​ 6​ часов вечера бесплатный​ (потом платный). По вечерам​ играет оркестр.​ На открытой площадке –​ певицы,​ куплетисты.​ Освещение театра и​ сада электрическое. В настоящее​ время сад​ эксплуатируется самим владельцем​ А.Л. Панаевым».
В​ 1915​ году Ахиллес Панаев​ продал в​ рассрочку свой знаменитый сад вместе​ с двумя домами, театром,​ клубом и рестораном​ городской думе. После​ революции​ театр бездействовал и обветшал.​ А​ вскоре​ угас и сад,​ который в​ годы первых коммунистических​ субботников быв полностью​ вырублен.
В конце 1920-х годов на этом​ месте​ был обустроен стадион​ общества​ физкультурников «Динамо», а​ после Великой Отечественной войны​ возведен новый​ одноименный​ стадион.

Андрей ЛЕБЕДЕВ
//Республика Татарстан. – 2011. – 8 февраля. – С. 7.

Еще больше статей на сайте Централизованной библиотечной системы г.Казани в полнотекстовой справочной базе «Казань и казанцы»!