Дикие гуси Сажиды Сулеймановой

Top  Previous  Next

ДИКИЕ ГУСИ

Сажиды Сулеймановой

 

Рано ушедшая из жизни Сажида Сулейманова (1926-1980 гг.) оставила яркий, неповторимый след в татарской литературе. Хасан Туфан назвал ее «татарской Анной Ахматовой», а наш современник поэт Мухаммат Мирза сказал о ней следующее: «Получив путевку в жизнь от Хасана Туфана и Сибгата Хакима, Сажида Сулейманова создала собственную школу поэзии, стала путеводной звездой для многих женщин, получивших ее благословение». Подтверждением тому стали несколько десятков стихов, посвященных ей разными поэтессами. Сажида Сулейманова была любима и русскоязычными читателями по всему Советскому Союзу, ее стихи в переводах лучших переводчиков того времени часто печатались в московских журналах. В Москве были изданы четыре ее сборника на русском языке, в том числе – в 1988 году, уже через 8 лет после смерти автора. Всего же на двух языках увидели свет тридцать сборников прозы и поэзии поэтессы. Последний из них на русском языке «Со звездами наедине» вышел в 2006 году в Казани.

На стихи Сажиды Сулеймановой написано свыше тридцати песен, многие из которых стали народными. Ее именем названы улицы в Казани, Альметьевске, районных центрах Башкортостана Янауле и Татышлах.

В 2006 году Союз писателей Татарстана и ОАО «Татнефть» учредили ежегодные литературные премии им. С.Сулеймановой и стипендии ее имени. В Альметьевском нефтяном институте ежегодно проводится межвузовский фестиваль творчества студентов им. С.Сулеймановой. И все новые и новые одаренные девушки, да и парни, называют ее своей путеводной звездой.

 

Поэтическая судьба Сажиды Сулеймановой была удивительной. Ведь родилась и выросла она в глухой и небогатой бытом и событиями сельской местности Башкирии, вдали от городов. Старшая дочь в семье, в которой было семеро детей, она рано повзрослела. Сразу после десятилетки, еще в военное время, учительствовала в своем селе. Затем закончила пединститут в Уфе к снова учителем в село, только уже в противоположном, самом восточном конце Башкирии. Как бы дальше сложилась судьба сельской учительницы? Красивая, открытая людям, светлоглазая и светловолосая, она и по характеру была светлым человеком. Но до нас не дошло ни одного ее стихотворения той поры. Хотя известно, что Сажида уже школьницей писала стихи и завела для них специальную тетрадь. Учительница взяла почитать, потом дала коллеге, та кому-то еще... В общем, тетрадь больше не вернулась к хозяйке. А самое раннее из сохранившихся стихотворений датировано 1958 годом, так что отсчет поэтической биографии начался с возраста в 31 год. Было это в Альметьевске, куда на нефтяные промыслы и стройки массово стали съезжаться селяне из окрестных деревень и специалисты из старых нефтяных регионов страны. Для покорителей несметных подземных сокровищ спешно строились бараки. Понадобились и журналисты. Поэтому здесь в 1955 году и оказалась Сажида со своим мужем собкором республиканской газеты Адибом Маликовым, начинающим писателем. Приехали они с двумя детьми из Мензелинска, где начали супружескую жизнь. Адиб был земляком Сажиды, но, уйдя на войну, в родные места уже не вернулся, а отправился в Казань. Потом учеба в Литинституте в Москве. В то время и началась их переписка. Сажида приехала к Адибу в гости в Москву...

 

 

 

Так судьба свела две неординарные личности, которые на всю последующую жизнь стали не просто прекрасной парой, но и коллегами, единомышленниками, первыми читателями и рецензентами друг друга. А кругом бурно кипела индустриальная жизнь, переваривая в своем котле десятки тысяч судеб и характеров. Адиб и Сажида с головой окунулись в это бурление, и возникшим буквально в чистом поле городу и нефтяной отрасли такие люди, как они, пришлись ко двору.

К Адибу потянулась творческая молодежь со всей округи строители, буровики, учителя. Приходили прямо домой, бывало, в кирзовых сапогах, и в тесной кухоньке сборно-щитового дома читали ему свои стихи, очерки. Кое-что с благословения Адиба публиковалось в местной газете, а что-то попадало и на литературные странички республиканских газет. Но какой клад таился у него под боком, он пока не знал, ведь Сажида не показывала мужу своих стихов. Однажды в Альметьевск приехали классики татарской поэзии Хасан Туфан и Сибгат Хаким. Они остановились у Маликовых. Вечером читали вслух стихи начинающих авторов. Сажида подносила почтенным гостям чай, прислушивалась, а затем незаметно подсунула под еще не разобранную стопку несколько исписанных листков...

... «Какие замечательные стихи! вдруг воскликнул Хасан Туфан. А кто автор? Почему нет подписи?»... В тот вечер Сажида Сулейманова получила благословение от патриархов в большую поэзию. С момента замужества Сажиды семь лет прошло до первого запечатленного стиха, и еще пять до первой поэтической книжки, крохотной, всего в 50 страниц. Она была издана в Казани в 1963 году (автору было 37 лет) и называлась «Дикие гуси», а редактировал ее Сибгат Хаким.

 

 

С мужем Адибом Маликовым в Москве.

 

Кстати, тема гусей-лебедей отражена в нескольких стихах Сулеймановой. Похоже, в то непростое время для нее символом свободы были эти вольные птицы, которые могут вот так взять и улететь в неведомые страны. А потом принести радость своим возвращением.

«Сажида Сулейманова пришла в поэзию поздно, зрелым человеком, с переполненной душой и внутренним гореньем, напишет поэт Мударрис Аглямов. За 7-8 лет поднявшись из безвестности до головокружительных поэтических высот, она стала образцом для подражания для многих поэтов... Если бы судьба дала ей дожить до возраста Анны Ахматовой, мы бы памятник должны были поставить ей еще при жизни».

 

 

Руслан БУРАЕВ

//Идель. – 2015. – №3. – С. 50- 51.