*КФУ, МУЗЕЙ ИЗО, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ*:
*ЧТО КАРЛ МЮФКЕ ПОСТРОИЛ В КАЗАНИ*

_ЛУЧШЕЕ ЗДАНИЕ В ГОРОДЕ_

В сентябре 1895 года Мюфке начал работать преподавателем и заведующим Художественной школы (ныне – Казанское художественное училище имени Николая Фешина). Однако учебное заведение не имело своего здания. Мюфке​ и решил это исправить. Возведение объекта началось в мае 1901 года, а уже к ноябрю 1903-го работы на Грузинской улице (ныне – Карла Маркса) были полностью завершены.​ Здание было выполнено в «русском стиле», сочетавшего в себе элементы классицизма и эклектики, и стало самым красивым в городе.
Однако в декабре 1903 года «художка» пережила пожар, и крыша была разрушена. Мюфке тогда решил изменить верхнюю часть здания и вместо боковых пирамид пристроил коньковые шатры с гребнями, а вместо центральной – стеклянный шлемовидный купол.

*ВКЛАД В ОБРАЗОВАНИЕ*
Параллельно с Художественной школой, в 1902-1909 годах Карл Мюфке работал над зданием Казанского Императорского университета (ныне – К(П)ФУ). Тогда, в начале XX века, часто поднимался вопрос о том, что необходимо развить западное и восточное крылья главного корпуса. Этим проектом тоже решил заняться Мюфке.
Уже в 1904 году, к западной части главного здания университета пристроили корпус физико-математического факультета. Восточное крыло тоже хотели возвести согласно проекту Мюфке, однако тогда строительство пришлось свернуть из-за начавшейся русско-японской войны. Крыло достроили только в 2003 году.

*ТРИ ДОМА В ОДИН? ЛЕГКО!*
Недалеко от главного здания К(ПФУ) расположен еще один объект Карла Мюфке – ныне Национальная библиотека Татарстана. Но ранее, также в начале XX века, это здание имело немного иное значение.
Все дело в том, что в 1904 году Алексей Ушков, племянник крупного российского химического промышленника, вознамерился жениться. А в качестве свадебного подарка решил заказать у Мюфке проект перестройки трех существующих домов на улице Воскресенской (ныне – Кремлевская).
Четыре года работы не прошли даром. Из трех домов получился один, зато знатный, роскошный. Стоит отметить, что в целом дом также представлен в эклектическом стиле, однако каждое здание отделано в своем стиле – здесь присутствует и неоготика, и бонапартистский ампир, и рококо.
После Октябрьской революции, Дом Ушковой стал главным зданием Центральной губернской библиотеки, а с ноября 1991 года – Национальной библиотекой Татарстана.
МЮФКЕ ИЛИ НЕТ?
…По сей день существует спорное мнение о том, кто был архитектором Госуда​ рственного музея изобразительных искусств Татарстана.
По одним источникам прошлых лет, автором проекта также является Карл Мюфке, а по другим – Федор Амлонг, построивший в Казани Дом Шамиля. Однако в некоторых документах утверждается, что фасад и внутренняя отделка дома были выполнены как раз под наблюдением Мюфке. Отметим, что построенное в 1906 году здание также выполнено в стиле поздней эклектики. Кстати, Государственный музей изобразительных искусств Татарстана является одной из крупнейших сокровищниц искусства России.

*ЛИЧНЫЙ ДОМ ПРЕВРАТИЛСЯ В ДЕТСКИЙ САД*
Еще одним объектом выдающегося архитектора прошлого столетия является его собственный дом. На нынешней улице Хади Атласи в Вахитовском районе Казани по сей день стоит каменное двухэтажное здание. Стоит отметить, что объект стал первым в городе примером модерна. В особняке сливаются готические, китайские и классические «модерновые» мотивы.
В этом доме Карл Мюфке жил со своей семьей вплоть до переезда в Саратов в 1912 году. А особняк выдающегося зодчего стал детским садом. В 1933 году здание занесли в каталог памятников истории и культуры Татарстана.

Марк ХОДЕВИЧ
//Комсомольская правда. – 2017. – 19 апреля. – С. 15.
Еще больше статей на сайте Централизованной библиотечной системы г. Казани в полнотекстовой справочной базе «Казань и казанцы»!